В условиях современного мира, когда идёт процесс глобализации - процесса всемирной экономической, политической и культурной интеграции, происходит объединение не только мелких предприятий в более крупные, но и объединение отдельно взятых государств в сообщества и содружества. Делается это с одной целью – выстоять в условиях мирового рынка, происходящим в мире негативным процессам (примером служит недавно произошедший кризис в мировой экономике).
В Европе был создан Европейский Союз (ЕС) - международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других - осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС. Европейский Союз был создан с целью возможности противодействия таким крупным государствам, как США, Канада, Россия, Япония, чтобы небольшие государства Европы не утратили свои позиции на мировом рынке экономики. Скажем так, создан единый фронт. Внутри Европы (т.е. внутри ЕС) тоже идёт борьба за то, чтобы занимать либо сохранять ведущие позиции в мире в тех или иных отраслях и направлениях. Германии в настоящее время, для того, чтобы «не утратить своё лицо», сохранение таких позиций нужно как никогда. Хотя, условия, в которых оказалось мировое сообщество в результате произошедшего экономического кризиса, показали, что Германия ещё довольно сильна и жизнеспособна – выстояв сама, она старается оказывать посильную помощь более слабым государствам. Для Германии сложность состоит в том, что она не имеет своих природных ресурсов, а потому «выживать» она должна за счёт новых технологий, укреплять свои позиции высококвалифицированными кадрами, новыми достижениями в области науки и экономики, т.е. идти на шаг впереди всей Европы. Однако, в последнее время Германия ощущает дефицит во всём, что приведено выше, и видит угрозу для своего дальнейшего развития и укрепления своих позиций.
Одной из причин для таких опасений является демографический кризис в стране - снижение рождаемости, старение населения и, соответственно, снижение естественного прироста, значительно снижены условия для карьерного роста, отток квалифицированных кадров в более развитые страны – США, Канаду, Англию, несоответствие, так сказать, притекаемых кадров уровню немецкой экономики и её требованиям.
Как уже указывалось выше, после образования ЕС определённые компетенции по законотворчеству переданы высшему органу ЕС (Совет ЕС), который устанавливает общие положения для государств-участников и представляет их интересы в ЕС. Среди этих положений – пошаговое создание рамок для защиты прав граждан третьих государств, политических беженцев, обиженных и преследуемых. В 2009 году была принята Директива – основное направление в области иммиграционного права для высококвалифицированных специалистов, в которой были определены условия для въезда и приёма высококвалифицированных специалистов – граждан третьих государств.
Для того, чтобы читателю было понятно, поясним, что директивы, принятые на таком уровне, не являются основанием для государств-участников их прямого применения на территории своего государства. Однако, они дают государствам направление и устанавливают сроки для приведения национального законодательства в соответствие с их положениями. В случае, если государства-участники в установленные директивой сроки не выполняют эти предписания, на них налагаются штрафные санкции.
Нижней палатой парламента Германии (Bundestag) 27.04.2012 г. были внесены изменения в законодательство об иммиграции. Цель внесения этих изменений – приведение национального законодательства в соответствии с Директивой, а также сделать Германию атрактивной страной для высококвалифицированных иностранных граждан, имеющих высшее образование, и увеличение возможностей для устройства на работу студентов-иностранцев, получивших образование в Германии. Надо сказать, что эти изменения были внесены не столько по принуждению, но с целью повышения престижа страны – в своё время Германия упустила момент в борьбе «за умные головы», т.е. за создание условий для карьерного роста высококлассных специалистов и позволила их оттоку в другие государства, которые сумели опередить Германию и создать для таких людей более перспективные условия, открыв для них рынки труда (среди них Америка, Канада, Англия). Сама Германия, конечно же, пыталась привлечь специалистов, однако, предлагаемые условия не были достаточно для них выгодными из-за достаточно высоких барьеров и трудностей в получении вида на жительство для самих специалистов и членов их семей. И только тогда, когда лоббисты от ведущих фирм (скажем так, акулы экономики) буквально забили тревогу о катастрофической нехватке специалистов в определённых отраслях экономики, таких как сфера социального обслуживания, естествознание и пр., правительство поняло, что страна уже не идёт в ногу со временем, а потому компетентной комиссии было дано поручение разработать и представить на рассмотрение парламента изменения в закон об иммиграции.
В чём состоит основной принцип этих изменений?
Вводится новый вид на жительство, который называется «Blaue Karte EU» («Голубая карта ЕС») для иностранных работников, имеющих академическое (высшее) образование или равноценную квалификацию, которые имеют минимальный уровень заработной платы или им гарантировано рабочее место. Изменения были внесены во многие параграфы Закона об иммиграции и подготовлена Инструкция к ним. Приведём некоторые из них.
§ 19б Закона об иммиграции изложен в новой редакции, согласно которой иностранцу может быть выдана «Blaue Karte EU» с целью осуществления трудовой деятельности, соответствующей его квалификации, в случае, если он имеет высшее образование, полученное в Германии или за границей, и оно признанно в Германии, как равноценное полученному в Германии. Или же, в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития, он имеет пятилетний опыт работы по данной профессии (квалификации) и доход, который составляет брутто не менее 44 тысяч Евро в год. Однако, это не означает, что, в случае, если его доход будет менее 44 тысяч, у него нет шансов получить вид на жительство. Если же его профессия относится к числу тех профессий, которые в Германии являются остро дефицитными – такие, как специалисты в области естествознания, социальные служащие и работники, осуществляющие уход за престарелыми людьми и инвалидами, инженеры, программисты – таким кандидатам необходимо предоставить трудовой договор с доходом до 30 тысяч Евро брутто в год.
«Blaue Karte EU» первоначально выдаётся сроком на 4 года. Если же трудовой договор заключен менее, чем на 4 года, то «Blaue Karte EU» выдаётся на срок заключения договора плюс к этому ещё 3 месяца, которые даются на переоформление документов и продления вида на жительство. Данный вид на жительство не ограничивает и не связывает иностранца обязательством работать только на одном рабочем месте – он может найти другую работу, но при этом он обязан сообщить сведения о новом рабочем месте в иммиграционную службу для того, чтобы иммиграционные органы могли провести проверку на соответствие нового рабочего места его квалификации. Члены семьи обладателя «Blaue Karte EU» также имеют право на получение вида на жительство на тот же срок, как и сам главный заявитель. Более того, получив вид на жительство, члены семьи заявителя имеют право на работу, открытие бизнеса; дети – право на учёбу и посещение других детских учреждений.
Необходимо отметить, что права обладания «Blaue Karte EU» Не имеют беженцы, лица, которые не могут быть депортированы из страны по политическим мотивам, а также отказ получат лица, которые были осуждены за наем работников для нелегальной работы («по-чёрному»).
С другой стороны, законодатель, давая преимущества указанным категориям иностранных граждан в получении бессрочного вида на жительства в Германии, предвидит опасность того, что эти лица могут утратить работу и претендовать на получение социального пособия. Поэтому внесённые в закон изменения предусматривают возможность лишения таких лиц вида на жительство в том случае, если они утрачивают работу и в течение 3 лет с момента получения бессрочного вида на жительство не находят новую, а остаются получателями социального пособия от государства.
Ещё одно существенное новшество – иностранным студентам предоставляются большие шансы для развития карьеры после окончания учебного заведения в Германии, им увеличен срок для поиска работы с 12 до 18 месяцев. Кроме того, согласно изменениям, внесённым в Закон, во время обучения в учебном заведении они имеют больше времени для того, чтобы подрабатывать: действующая редакция закона предоставляет право студентам работать полных 90 дней в году, если рабочий день не полный – 180 дней в году. Законопроект изменений предоставляет право учащимся работать в году полных 120 дней, если день не полный – 240 дней. Кроме того, во время поиска работы по специальности, они могут открыть своё дело, заниматься предпринимательской деятельностью, подрабатывать.
Коснулись изменения и § 21 закона об иммиграции, касающегося получения вида на жительство предпринимателями. Новации облегчают для них условия получения ВНЖ после открытия фирмы в Германии – от них теперь не требуется доказывать особый межрегиональный экономический интерес или особую региональную потребность сферы его деятельности. Это означает, что не будет делаться ставка на обороты фирмы, а будет учитываться приносимый ею экономический эффект в данных региональных условиях.
В соответствии с § 18b Закона об иммиграции «Blaue Karte EU» предоставляется студентам-иностранцам, которые получили высшее образование в Германии, в случае, если они имеют в наличии вид на жительство, выданный в соответствии с §§ 18, 18а, 19, 21 сроком не менее, чем на 2 года, т.е. приехали в Германию как ведущие специалисты или предприниматели. Также «Blaue Karte EU» предоставляется специалистам – иностранцам, которые на момент подачи заявления о получении бессрочного вида на жительство, имеют рабочие места, соответствующие их образованию, и в течение 24 месяцев выплачивали взносы в пенсионный фонд.
Указанной категории граждан через два года после получения «Blaue Karte EU», может быть предоставлен бессрочный вид на жительство.
Приведённые в настоящей статье изменения пока приняты только нижней палатой парламента Германии. Далее они должны быть утверждены верхней палатой, а затем подписаны Президентом. Верхняя палата уже внесла своё предложение, которое касается облегчения поиска работы для иностранных специалистов. В частности, было внесено предложение о предоставлении мультивизы таким специалистам, которые ещё не могут предоставить заключенный трудовой договор, но имеют намерение найти работу в Германии. Предлагается давать такому специалисту визу сроком на 3 месяца при условии наличия у него собственных средств для обеспечения своего пребывания в стране. Это, по мнению парламентариев, увеличит его шанс на трудоустройство в соответствии со своей специальностью. По предположению чиновников, рассмотрение таких заявлений не будет превышать 6 недель. Настоящие изменения обязывают Министерство по труду и социальному развитию определить те группы профессий, в которых нуждается экономика Германии, а также тех специалистов, которые ещё не имеют высшего образования, но имеют пятилетний опыт работы по специальности, на которую они претендуют.
Кроме того, изменения предусматривают необходимость внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты, которые регулируют вопросы возможности получения такими работниками, к примеру, пенсионного обеспечения в случае, если они захотят покинуть Германию и вернуться на родину. Закон предусматривает, что владелец «Blaue Karte EU» из другой страны может приехать в Германию и осуществлять здесь трудовую деятельность. При этом, срок пребывания в другой стране засчитывается при предоставлении ему бессрочного вида на жительство в Германии.
Подводя итог вышеизложенному, хотим указать, что наша адвокатская канцелярия специализируется в вопросах получения ВНЖ в Германии уже на протяжении нескольких лет, предоставляя клиентам консультации, юридическое сопровождение, ведение переговоров с уполномоченными органами, представляя интересы клиентов в суде. Те изменения в законодательство, о которых мы говорили в настоящей статье, после их утверждения дадут новые возможности получения ВНЖ в Германии. Конечно же, в ходе рассмотрения законопроекта, его положения будут изменяться и дополняться. Однако, его цель – сделать Германию более доступной для людей, желающих приложить свои знания и опыт. И мы готовы предоставить таким людям свои знания и свой опыт в разъяснении законодательства Германии, юридического сопровождения при заключении трудовых договоров, открытии фирм и подписании различного рода контрактов, а главное – в получении вида на жительство
Все права защищены. При копировании и републикации статьи ссылка на первоисточник обязательна.